АвтоСмотр.ру Новости Заканчивается действие соглашения о сдерживании цен на бензин

Заканчивается действие соглашения о сдерживании цен на бензин



Согласно достигнутым договоренностям, нефтяные компании в качестве компенсации выпадающих доходов на внутреннем рынке могли получать обратный акциз в рамках разработанного правительством механизма демпфера.

В то же время рост цен на бензин и дизельное топливо (равномерно, в течение всего 2019 года) был заложен правительством на уровне инфляции, спрогнозированной ЦБ РФ, которая не должна превысить 4,5%. В январе стоимость топлива увеличилась на 1,7% из-за запланированного с начала года увеличения НДС на 2 процентных пункта, до 20%.




В феврале 2019 года средняя стоимость бензина за 1 л, по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), составила: АИ-92 – 41,79 руб.; АИ-95 – 45,07 руб. Стоимость дизельного топлива за 1 л составила 47,08 руб. (зимнее ДТ). К январю 2019 года произошло снижение стоимости по всем видам данного моторного топлива на 0,19%, 0,16% и 0,15% соответственно.

В большинстве регионов цена на бензин и дизельное топливо за последние несколько недель (3-4) либо не изменились, либо снизилась на несколько копеек. Колебания в таких интервалах говорят о том, что цены сдерживаются, это отчетливо демонстрируют данные Росстата, региональных топливных союзов и ассоциаций. Цены на премиальные топлива различных марок в эту статистику не входят.




Сдерживания роста стоимости и даже снижения в отдельные периоды удалось добиться благодаря работающему механизму обратного акциза и производного от него – демпфера, разработанного правительством РФ.

Согласно планам правительства, механизмы должны были заработать только в конце февраля 2019 года, а с нефтяниками были заключены соглашения на 3 месяца, чтобы убедиться, что механизмы работают для балансировки внутреннего рынка топлива. Принцип действия демпфера – в специальной надбавке, которая зависит от разницы средней экспортной цены на нефть и стоимости бензина Аи-92 и дизтоплива на внутреннем рынке. Эта надбавка позволяет сгладить влияние колебаний цен на нефть на внутреннем рынке.






Однако не все представители нефтяных компаний остались довольны таким решением, утверждая, что все-таки несут убытки. При этом Министерство финансов выступает против пересмотра демпфирующего механизма. На конец месяца запланирована встреча вице-премьера Дмитрия Козака для обсуждения с нефтяниками спорных вопросов. Все озвучивают страшную цифру убытков нефтяных компаний – 55 млрд., но ни одна компания не озвучила свои потери публично. Звучит цифра по  всей отрасли без подробностей. И на фоне прибылей нефтяных компаний эта сумма выглядит неубедительно.

По мнению Олега Чередниченко, доцента кафедры экономической теории РЭУ им. Плеханова и эксперта Центра исследований проблем реальной экономики при РЭУ им. Плеханова (ЦИПРЭ), под влиянием проведенного в нефтяном секторе первого этапа налогового маневра наметились тенденции сокращения производства и экспорта мазута, за счет чего сократились объемы переработки нефти, а это отразилось на привлекательности экспорта.




В то же время, по данным эксперта, первый этап налогового маневра стимулировал углубление нефтепереработки и сокращение менее эффективного экспорта мазута. «Глубина переработки нефтяного сырья постоянно росла, начиная с 2010 года, при том, что маневр начался в 2015 году. Тогда она составляла 71,1%, в 2014-м выросла до 72,4%, а в 2018-м была уже на уровне 82,1%, что является историческим максимумом. Возможно, эта тенденция сохранится и в 2019 году», — отметил Олег Чередниченко. По его словам, в этой связи нефтяным компаниям так или иначе будет выгоднее заниматься производством светлых нефтепродуктов для внутреннего рынка.

По мнению эксперта ЦИПРЭ, схема обратного акциза и демпфера, через которые правительство компенсирует потерю экспортной выручки, являются очень непростыми и действительно не все представители нефтяной отрасли ими удовлетворены.

«Вероятно, что нефтяные компании будут снова поднимать вопросы своих потерь, а предложения будут сводиться к тому же, к чему и раньше, – получить разрешения повышать цены на светлые нефтепродукты для внутреннего рынка до уровня экспортных индикаторов», — заключил Олег Череднеченко.

Центр исследований проблем реальной экономики





Метки: ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *